пятница, 18 марта 2011 г.

30 Иркутская Стрелковая Дивизия

Изначально мой интерес к этой дивизии лежит в области моих генеалогических поисков. Мой прадед по маминой линии служил именно там. Вообще удивительно, как мало я знаю и как много знают некоторые люди, которые помогают и дают советы на всяких поисковых сайтах и форумах. Наверное, от их искры и увлеченности заразился не один человек. 
Ну, перейдем к сути. Что касается моего прадеда - за последние несколько дней я нарыла просто кучу интереснейшей информации, которая еще не до конца разложилась в моей голове. 
Из первичных данных, полученных из базы ОБД, я узнала, что он служил в 30 Стрелковой дивизии, 256 СП, погиб в звании старшего сержанта, похоронен в селе Борисовка Ростовской области (об этом еще отдельно в следующий раз).

На самом деле,30 Иркутская Дивизия имеет богатую историю и огромное количество подвигов и побед. "Москва салютовала ее победам 11 раз".
Это было одно из самых прославленных соединений наших Вооруженных сил. Полностью оно именовалось так: гвардейская Иркутско-Пинская орденов Ленина и Октябрьской Революции трижды Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия имени Верховного Совета РСФСР.
Сформирована в октябре 1918 года путём слияния 3-й и 4-й Уральских стрелковых дивизий как 4-я Уральская стрелковая дивизия, в ноябре 1918 года переименована в 30-ю стрелковую дивизию. В 1939 году на базе подразделений дивизии развёрнуты 132-я стрелковая дивизия и 176-я стрелковая дивизия. Впоследствии переформирована в 30-ю горнострелковую дивизию, под таким наименованием и вступила в войну, 25.08.1941 переформирована в 30-ю стрелковую дивизию.
В действующей армии c 22.06.1941 по 18.12.1942.
На 22.06.1941 года дислоцировалась на советско-румынской границе по реке Прут в районе Скулян (Калараш, район прикрытия государственной границы № 5). 24.06.1941 года вступила в бой, была вынуждена отступать, на 30.06.1941 года занимала рубеж Внишора -Герман — Петрештипри, при дезорганизованном отступлении потеряла много техники и личного состава, на 05.07.1941 года занимала позиции на фронте Поповка, Липованка. 07.07.1941 года выведена в резерв, к 11.07.1941 года была численностью не более штатной численности одного полка. С 06.08.1941 года передана в состав Приморской армии, которой была поручена оборона Одессы, однако ещё до соединения с силами армии, была отсечена, так и не соединилась с основными силами армии и была вынуждена отойти к Южному Бугу. Затем вела оборонительные и наступательные бои на Ростовском направлении, занимала рубеж по реке Миус, в январе 1942 года форсировала Миус, в марте 1942 года участвовала в наступлении на Таганрог. Со второй половины июля 1942 года с боями отходила на Кавказ. С 25.07.1942 года в течение трёх дней прикрывала переправы через Дон в районе Азова, обороняется на краснодарском направлении. 12.08.1942 года была вынуждена окончательно оставить Краснодар. В августе держит оборону в районе Горячего Ключа
Участвовала в Туапсинской оборонительной операции. К началу 20-х чисел августа 1942 года прикрывала дороги через Пятигорский и Хребтовый перевалы. После затишья, длившегося до 23.09.1942 года, снова участвует в ожесточённых оборонительных боях, к концу октября 1942 года держит рубеж в долине реки Каверзе, прикрывая выход на Хребтовый перевал.
18.12.1942 года преобразована в 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Подчинение в годы ВОВ:
Южный фронт, 9 Армия, 35 Стрелковый корпус - на 22.06.1941 года
Южный фронт, Приморская Армия - на 06.08.1941 года
Южный фронт, 9 Армия - на 01.10.1941 года
Южный фронт, 56 Армия - январь 1942 года
Закавказский фронт, Черноморская группа войск, 56 Армия - на 01.10.1942 года.
Состав дивизии: 35-й стрелковый полк,71-й стрелковый полк, 256-й стрелковый полк, 59-й лёгкий артиллерийский полк, 121-й гаубичный артиллерийский полк (до 30.12.1941),147-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион (до 19.01.1942), 436-я зенитная батарея (287-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион), 551-й миномётный дивизион (с 27.11.1941 по 03.11.1942), 89-й отдельный разведывательный батальон, 101-й сапёрный батальон, 115-й отдельный батальон связи, 40-й артиллерийский парковый дивизион (до 06.04.1942), 57-й медико-санитарный батальон, 66-я отдельная рота химический защиты, 407-я автотранспортная рота, 80-я полевая хлебопекарня, 94-й дивизионный ветеринарный лазарет, 81-я полевая почтовая станция,1721-я (341-я)полевая касса Госбанка.

Именно в 256 стрелковом полке  30 Иркутской дивизии и служил мой прадед.

Награждения:
Дивизия дважды была награждена Орденом Красного Знамени за боевые заслуги в разгроме войск Колчака (здесь же присвоено Почетное Революционное Красное Знамя), а так же за штурм Крыма и освобождение Феодосии.
За успешное участие в посевных и уборочных кампаниях, за подавление крестьянских восстаний и участие в коллективизации Дивизия была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
За помощь в строительстве ДнепроГЭСа (1934 год) дивизию наградили Орденом Ленина.
В 1943 году Дивизия награждена Орденом Суворова 2 степени.

Летом 1944 года дивизия приняла участие в блестяще проведенной Белорусской операции "Багратион". Действуя в наиболее труднопроходимых лесисто-болотистых районах, ее воины освободили сильно укрепленный город Пинск, за что дивизия и стала именоваться Иркутско-Пинской.
В дальнейшем она вела бои в Восточной Пруссии и штурмовала Берлин. Войну завершила под Прагой, сражаясь с частями фашистского фельдмаршала Шернера еще несколько дней после 9 мая 1945 года.
После окончания войны дивизию перевели в структуру Белорусского военного округа с местом дислокации — Марьина Горка. В 1968 году в Чехословакии пришло к власти антисоветское правительство, в стране начались демократические преобразования. Тогда политическое руководство СССР приняло решение о вводе войск на территорию ЧССР. Иркутско-Пинская дивизия вновь была втянута в политику. В составе второго эшелона советских войск она участвовала в оккупации Чехословакии.
В 1991 году с выводом войск из ЧССР дивизия вернулась в Белоруссию. После распада Советского Союза 30-я Иркутско-Пинская была преобразована в мотострелковую бригаду Белорусской армии, затем в базу для хранения военной техники, и сейчас это прославленное воинское соединение больше не существует.

3 комментария:

  1. Мой дед служил в 256 сп. Погиб 22.11.1941

    ОтветитьУдалить
  2. Мне Воскобойникову Г,И.довелось служить в этом прослвленном соединений а конкретно в 168 -Гумбиненском полку.С1966г-1969гг.в 3МС.Попорядку для историй командир полка п-к Казаков ком.3МБм-р Перов .Наше соединение участвовало в ученияхДНЕПР в1967г за что и была награждено почётным знаменем в честь 50 октябрьской революций.Знамя вручал маршал Якубовский.Летом 1968 г дивизия и её полки были подняты по тревоге и выдвинулись в места сосредоточения где и была командованием получена задача ,на передвижение в сторону ЧССРКомандование полком принял п-пкСувалов..К21августа1968 г.наш 3МСБ находился у местечка ТУРЬЯ-Ремета.В пределах 20 км.от гос границы.Первый город был Прешов утром были подСписко -Ново-ВЕС .Дальше Попрад.И постоянное место дислокаций Г.Ружомберок.

    ОтветитьУдалить
  3. Приветствую всех, меня зовут Карен Пол, я из Уэльса. Я слышал об этом сотруднике по ссуде по имени г-н Бенджамин Ли и его инвесторах, которые помогают людям с ссудами по всему миру. Я действительно нашел людей, свидетельствующих о его замечательной работе, и был удивлен, почему я не нашел эту компанию вовремя. Я никогда не верил тому, что люди говорили о компании, пока я не подал заявку и не попробовал. Сумма, которую я искал, была большой, и это было для недвижимости, сумма ссуды составляла 10,5 миллионов долларов США, поэтому я подал заявку, и г-н Бенджамин Ли поговорил. для меня, но поскольку моя ссуда была большой, мне потребовалось всего 5 рабочих дней, чтобы получить ссуду, потому что они сказали мне, что обслуживание ссуды составляет 48 часов, чтобы получить ссуду. Единственное, что он сказал мне сделать, это внести плату за подачу заявки, которая представляет собой плату за обработку моей ссуды, когда он сказал мне, что однажды я испугался, что это мошенничество, но я сказал, позвольте мне попробовать Я подал заявку комиссия, которая была заявлена, и это все, что я внес на счет менее чем за 5 рабочих дней, как он сказал, правда, я получил сообщение из своего банка, что сумма денег, которая составляла 10,5 миллионов долларов США, была зачислена на мой банковский счет, и все, что касается деньги подробности и от кого они пришли, вот это была кредитная компания мистера Бенджамина Ли, которая помогла мне, когда я впервые увидел это я был удивлен, я никогда не верил своим глазам, но это было правдой. Поэтому я сказал себе, так как другие люди, которые помогли засвидетельствовать о своих добрых делах, позволили мне сделать свое дело, чтобы в наши дни нелегко увидеть законную кредитную компанию в Интернете, поэтому любой из любой точки мира, кому нужен онлайн-кредит, не обманутый, подает заявку от этой компании. только они могут помочь. Я подтвердил это, и это правда, что я так счастлив, и я знаю, что эта компания сделает других людей счастливее, чем я. Вы можете связаться с этой компанией по почте или Whatsapp, но я использовал Whatsapp, потому что более быстрый почтовый адрес компании - +1 989-394-3740, 247officedept@gmail.com. Спасибо всем с уважением, Карен Пол из Уэльса.

    ОтветитьУдалить