понедельник, 21 февраля 2011 г.

Святая капелла Сент-Шапель

Сент-Шапель - святая часовня-реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове сите в Париже. Исполнена в Готическом стиле. Имеет небольшие размеры - 35 метров в длину, 11 метров в ширину. Считается одной из самых красивых готических церквей малых размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа.
(инф. взята в Википедии).


По разным источникам, у хранящихся в этой часовни реликвий, разная история приобретения. В одном варианте - Сент-Шапель приказал выстроить король Франции Людовик IX Святой для хранения святых реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного во время крестового похода Константинополя в 1239 году (поход, возглавляемый Тибо Шампанем). В то время император Константинополя Балдуин II торговал святыми предметами (так ли это?) и покупка Священного Тернового венца показалась очень привлекательной для французского короля. Реликвия была приобретена за 137 тысяч ливров и увезена в Париж. Такая ценность требовала достойного обрамления - то есть постройки новой церкви на месте старой снесенной королевской часовни Святого Николая.Возведена в рекордные сроки, за тридцать три месяца, с 1242 по 1248 годы, под руководством Пьера из Монтрейля. Постройка стоила казне «всего» 40 тысяч ливров, что обошлось в три раза дешевле стоимости тернового венца. Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель — 26 апреля 1248 г. (информация взята из Википедии).

По другому источнику информации, император Балдуин II не продавал священные реликвии, а закладывал их, стремясь получить деньги для спасения и защиты своего государства. В начале 1237 года он прибыл в Париж и встретился с королем Людовиком. Он рассказал, что исчерпав все возможности, вынужден отдавать в залог реликвии, которыми Константинополь еще изобиловал, несмотря на грабежи 1204 года. Поскольку возможности погасить займы у него не было, этим реликвиям грозила опасность достаться кредиторам. Два таких залога Людовик IX выкупил. Священный терновый венец был заложен венецианским купцам (заложен или продан???). Людовик погасил заем  послал двух братьев-доминиканцев в Константинополь, чтобы привезти драгоценность в Париж. 10 августа 1239 года Людовик выступил на встречу кортежу. Возвращаясь в Париж, "король шел совсем босой и спустился" в ходе процессии от Собора Парижской Богоматери до своего дворца на острове Сите, где терновый венец поместили в капеллу. Пересказывая этот эпизод, Ж. Ле Гофф выразился: "За девять лет до выступления в крестовый поход, Людовик Святой испытал ощущения крестоносца". В 1241 году он пополнил коллекцию реликвий, связанных со Страстями, выкупив у сирийских тамплиеров, державших эти вещи в качестве залога, куски Черного креста, наконечник Святого копья и еще несколько предметов. А чтобы поместить эти реликвии в достойное обрамление, король в 1242 году предпринял постройку капеллы Сен-Шапель. Часовня была освящена за несколько месяцев до отъезда Людовика в крестовый поход. "Франция становится новой Святой землей". (информация из книги Алена Демюрже "Жак де Моле").

Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором. Она поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные. Там хранились реликвии. Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков для королевской семьи. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном 13 в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку. В главной апсиде некогда располагался монументальный реликварий. Наружный портик с западной стороны, круглое окно-роза и пинакли, а также башенка были перестроены в эпоху Нового времени.

В дальнейшем часовня подвергалась нескольким реставрациям: в XV веке, в 1837 году — Лассю и Виоле-де-Люком и позднее. В 2008 году началась реставрация семи витражей. (Википедия).
Начиная с 1248 г., каждую Святую Пятницу в день поминовения жертвы Христа король устраивал торжественную церемонию Выноса Истинного Креста Господня. Наиболее ценные реликвии были выставлены в специально сделанной для этой цели из серебра и позолоченной меди Великой Раке (длинной 2,7 м.), изготовление которой стоило 100 тыс. ливров (в два с половиной раза больше, чем затраты на строительство здания). Вначале Рака помещалась над алтарем, но затем она была поднята на высокий постамент – «трибуну реликвий», построенную между 1264 и 1267 гг.
Увы, и Великая Рака и большинство реликвий были расплавлены во время Великой Французской Революции. Сохранился Терновый венец. Он был передан в «Кабинет Антика», а в 1804 г. вручен епископу Парижа. Сейчас он хранится в Сокровищнице Нотр-Дам де Пари. В Страстную пятницу и каждую пятницу во время поста Терновый венец выставляется в ковчеге, изготовленном в XIX в. по рисунку архитектора Виоле-ле Дюка. Сама церковь тоже сильно пострадала – исчезла мебель, шпиль был сломан. С 1803 г. в ней был устроен архив. Реставрационные работы в Сен-Шапель начались в 1846 г. и постепенно храм восстановил свое изначальное великолепие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий